Официальный сайт Каракулинского благочиния Сарапульской епархии

Храмы благочиния

 

 Село Арзамасцево (Ягуты), Сарапульского уезда. Воскресенская кладбищенская церковь (1836 г –дата не установлена).Покровская церковь

(1840 – 1949 гг.)

Село Арзамасцево носит название по фамилии основателя крестьянина по фамилии Арзамасцев. Это название осталось и тогда, когда первоначальные жители были выселены помещиками, на их место были переселены из Тамбовской губернии новые жители, которые и составляют народонаселение села. Приход села Арзамасцево открыт по указу Святого Синода от 6 марта 1836 г №1714. в его состав первоначально входили: с. Арзамасцево, д. Шумшоры, д. Поповка, д. Черново, д. Суханово, д. Кудеска, д. Котово, д. Ендовка. Впоследствии деревня Поповка относилась во вновь открывшийся приход села Калмаши, а из деревни Шумшоры выселилось несколько семей, и образовался выселок под именем Новоселок.[1] вятской духовной консисторией 30 апреля 1836 г выдана храмозданная грамота № 1392 на строительство в д. Арзамасцево (имение купца Машковцева) каменной церкви во имя Пресвятой Богородицы. Но в начале по указу Святого Синода от 3 июня 1836 года № 6962 построена временная деревянная кладбищенская церковь с одним престолом на средства купеческой жены Анны Александровны Машковцевой. Престол в церкви освящен 15 декабря 1836 г во имя Вознесения Господня[2]. Вот что читаем в «Ведомости о церкви – Кладбищенской Вознесенской Сарапульского уезда помещицы села Арзамасцево за 1836 г».

«Построена в 1836 г тщанием Госпожи помещицы из дворян купеческой жены Анны Александровны Машковцевой, по данному плану и фасаду. Здание деревянное на каменном фундаменте с таковою же колокольней, крепка. В ней престол один – во имя Вознесения Господня. В том же 1836 г застроена настоящая приходская каменная церковь с колокольней каменною во имя Покрова Божьей Матери, тщанием той же помещицы Машковцевой, но кладкою еще не кончена, на следующее лето имеет быть довершена».[3] Но только 23 сентября 1840 г в теплой церкви первым освящен престол во имя святого Николая Мирликийского, а 26 июня 1846 г. – в холодной – главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. После окончания строительства Покровская церковь стала основной церковью прихода, а Кладбищенская Воскресенская – приписана к ней. В июле 1873 г Кладбищенская церковь отремонтирована. Сведений о ее закрытии по документам ЦГА УР не обнаружено.

«Церковно-приходская летопись Покровской церкви села Арзамасцево за 1836-1918 гг.» нам повествует: «Храм в селе Арзамасцево построен в 1836 г., с благословения Преосвященного Неодгита Епископа Вятского и Слободского, Иваном Степановичем и Анной Александровной Машковцевыми, помещиками села Арзамасцево. Храмозданной грамоты, надписей на колокольнях, приписанных на антиминсах и в книгах церковных, а также особых о селе выписок из писцовых или метрических книг, внесенных в приходские описные книги, нет»[4].

Церковь существует в том же виде, в каком она устроена была первоначально, а также иконостасы в теплой и холодной церкви стоят те же самые, которые были устроены первоначально. Наружным видом церковь похожа на корабль. На церкви и на колокольне поставлены железные позолоченные, прорезанные, четырехконечные кресты. На церкви под крестом есть изображение первой буквы греческого слова «ставость» — крест.                     Церковь имеет два престола – один в теплом храме – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освященный в 1840 г 23 сентября, а другой – в холодной – в честь Пресвятой Богородицы, в память покрова – освящен 28 июня 1846 года. Алтарь, как в теплой, так и в холодной церкви одночастный, безразъемный. Над престолом и горным местом иконами не устроен. Престолы и жертвенники простого устройства. Иконостасы в обоих храмах нового устройства с колоннами и резьбой. Он состоит из одного яруса. Только повыше царских врат есть изображение. В теплом храме помещается изображение «Тайная вечере» и под сим чаша, по бокам которой находятся два Ангела. В холодном храме помещается также изображение «Тайное вечере», только под сим изображено распятие Иисуса Христа состоящей при (Христе) кресте – Богоматери и Иоанна Богослова. И еще выше изображено «Воскресение Иисуса Христа»[5].

Склеп, под алтарем холодного храма, служит усыпальницей в которой иногда умершие стоят до погребения. Под церковью погребений пять. При церкви есть каменная колокольня со шпилем и четырехконечным, железным, позолоченным крестом. Стены церкви белены. В теплом храме на стенах помещены некоторые иконы. В том же, у восточной стороны параллельно алтарю устроен большой киот, в которой помещаются три иконы: первый — Нерукотворный Образ Спасителя (копия с Чудотворной иконы в городе Елабуге), вторая – Знамение Божьей Матери (копия Чудотворной иконы Великорукой в г. Вятка). Замечательных окладов (ризы на Святых Иконах, — крестах, Евангелие, — а также и подписей на них) нет[6]. Так как церковь не старинная, то посему в ней не имеется замечательных по древности ни сосудов, ни креста, ни кадил, вообще ничего из утвари церковной.

В приходе Арзамасцевском, кроме каменной церкви, есть еще кладбищенская деревянная церковь, на каменном фундаменте, при которой и существует приходское кладбище, на котором особенных праздников нет. Кроме церквей в приходе существует три часовни, именно: в деревне Котово с 1830 г. в честь архистратига Михаила и прочих небесных сил, в деревне Черново с 1856 г. в честь Пресвятой Троицы и деревне Яндовка в 1832г, в честь Спасителя. При них особенных украшений, вещей в каком-либо роде, нет. Замечательных книг, рукописей и вообще письменных памятников по древности, нет. двадцать восьмого числа мая 1894 года присланы иконы Божьей Матери и Великомученика Пантелеимона . В 1895 году для этих икон устроены заклиросные киоты. В июле месяце 1908 года на добровольные средства прихожан приобретены икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».

В приходе с. Арзамасцево существуют три училища: два земских и одно церковно-приходское в с. Арзамасцево открыто в 1870 году, в д. Черново – в 1882 г., в д. Котово – 1885г. 4 октября 1896 года открыто земское училище в д. Суханово. В 1889г. 1 октября открыто в с. Арзамасцево двухклассное земское училище имени А.С. Пушкина, 1909г. в декабре открыто земское училище в д. Ендовка (при церкви 19 декабря 1837г открыта школа для обучения детей грамоте, в ней обучалось 6 – господских, 2 – удельных, всего – 6 детей).[7]

Из указов Е.И.В. Николая I, Александра III, Николая II за 1851 – 1896 гг. читаем: «Простить и со счетов сложить числящиеся по день Коронования нашего долги по ссудам, выданным из государственного Казначейства, на Императорский манифест покровской церкви с Арзамасцево с 1851 по 1896 гг. о постройку церкви».[8]

В «Повременной церковно-приходской летописи за 1836 – 1918 гг.» читаем: «В июнь 1843г была переправлена пришедшая в ветхостно кладбищенская церковь. Переправка обошлась на сумму 361 руб. 23 коп.. В июне 1880г. были окрашены стены теплого храма масляной краской, перекрашен иконостас, позолочена резьба, а также украшены стены храма живописью. Позолочены главы и кресты на колокольне и церкви, что обошлось на сумму 534 руб., в 1884 г. августе были окрашены стены масляной краской холодного храма; живопись в куполе, по стенам и в алтаре, и так же окраска иконостаса и чистка на нем позолоты, на что издержано 740 руб. 80 коп. 1885 г. посетил храм и служил в ней молебен Пресвятой Богородице Преосвященнейший Нафанаил Епископ Сарапульский викарий Вятский[9].

1886 г. посетил храм начальник губернии.

1887 г. посетил храм и говорил поучение Преосвященный Макарий Епископ вятский и Слободской и ночевал в доме священника.

1891 г. произведена поправка киота, что на левой стороне в теплом храме. Была обновлена живопись на Образе Нерукотворного спаса и сделана новая риза медная посеребренная. Также обновлена живопись и на иконах Божьей Матери и Святителя Николая и посеребрены усердием Василия Львовича Баранова. 10 числа июля 1892г прибыл в с. Арзамасцево Преосвященнейший Афанасий Епископ Сарапульский и ночевал в доме Василия Львовича Баранова. На другой день, посетив Священника Петра Анисимова, отправился в 8 часов утра в с. Каракулино.

28 числа мая 1894 г. прибыл в д. Шумшоры  из с.Каракулино иконы Божьей Матери «Иверская» и Святого Великомученика и целителя Пантелеимона, посланные в благословлении Афонского русского Пантелеимоновского монастыря с. Арзамасцево. В Шумшорах было отслужено всенощное бдение. На другой день Святые иконы были перенесены перед литургией в церковь с. Арзамасцево.

13 июня 1894 г. в 10 часов вечера прибыл в церковь с. Арзамасцево  Преосвященнейший Алексий Епископ Сарапульский, ревизовал церковь и говорил народу поучения о том, чтоб народ отдавал в школы не только мальчиков, но и девочек по преимуществу. Ночевал в доме священника. На другой день, во время утренней осматривал кладбищенскую церковь, служил литургию и служил молебен с о. протоиереем Бережновым, о. Благочинным Напольским, священником Анисимовым, протодьяконом Иваном Петровым и дьяконом Алексеем Овчинниковым. После литургии  и молебна отправились в дальний путь в с. Каракулино[10].

1896 г. августа 5 числа в 9 часов вечера прибыл в Арзамасцевскую церковь Преосвященнейший Никодим Епископ Сарапульский, ревизовал церковь. Ночевал в доме священника. На другой день служил литургию. После литургии служил молебен Спасителю в сослужении ему о. протоиерея Бережного, Благочинного Напольского местного священника Анисимова и дьякона Поповцева. После молебна экзаменовал детей. Сделав визит к Василию Львовичу Баранову, осмотрел кладбищенскую церковь. Потом отправился в с. Вятское.

В 1896 г. в сентябре перекрыта железом кладбищенская церковь, а в апреле месяце следующего 1897 г. крыша и стены окрашены. Все это сделал местный землевладелец купец Василий Львович Баранов[11].

В 1899 г. в теплой и холодной церкви старый алебастровый пол  был заменен новым каменным. Весь ремонт произведен на церковные суммы, каковых издержано 400 руб.

В 1900 г. окрашены в теплом храме стены, потолки, иконостас масляною краскою, поправлена живопись на потолке и вставлены новые двойные рамы, усердием местного землевладельца Василия Львовича Баранова[12].

В 1911 г. церковь снаружи была выкрашена, а также и крыша, выкрашены в зеленый цвет. Ремонт произведен на деревенские суммы.

В 1907 г. был перевезен большой колокол, и на колокольню поднят 3 января 1908г. Колокол был приобретен на церковные и попечительские деньги.

В 1902 г. 8 сентября прибыла Святая икона, освященная на мощах о. Сарова, пожертвованная крестьянами д.Котово Федором Котовым и Матвеем Сапожниковым за 400 руб.. А в 1904г. его мать приобрела киот на добровольные пожертвования крестьянами сей церкви за 75 руб. и киот, подсвечник, в том же году октябре, за 30 руб.

В 1905 г. 20 июля преображение Святого Креста с предоставлением на пожертвования частью прихожан, а частью В.Л. Барановым на 100 руб.

В августе месяце 1908 г. приобретены следующие вещи: семисвечник позолоченный, венцы бронзовые, дьяконом свеча, подсвечник с мраморной площадкой ко святому жертвеннику, лампадка позолоченная на святой жертвенник – всего вещей на 110руб…[13]

В сентябре 1907 г. малое находившееся Евангелие вновь переплетено и позолочено усердием иеромонаха Ювеналия, Билогирского монастыря Пермской губернии.

В октябре 1907 г. пожертвованы Святые иконы Божьей Матери … работы Ирины Гавриловны Моирани (может быть другое, неразборчиво)… риза у икон позолоченная[14], а в 1909 г. к означенной иконе приобретен киот на добровольные средства прихожан.

В 1909 г. в августе в теплом храме одна печь переложена, а другая вновь сложена, так как одною печью невозможно нагреть Святой храм…

1911 г. 10 марта в храм прибыл в церковь сию  Арзамасцевскую Преосвященнейший Мефодий Епископ  Сарапульский, ревизовал церковь и говорил народу поучения о том, что они не забывали ни постов Святого храма и, осененные в дни великого поста, исполняли христианский долг мирян.  Народа было при встрече Преосвященнейшего много, что ему понравилось. Преосвященнейший ночевал в доме Священника. На другой день в 12 часов отправился в с. Большие Калмаши.

1918 г. 22 мая состоялось перемещение по добровольному согласию местного священника Василия Евпидировича Яшина, прослужившего в сем приходе 12,5 лет (родился 28 февраля 1882 г., 34 года, награжден набедренником в 1911 г., в 1914 г. 15 октября; скуфьею в апреле 1916 г. [15]).  Перемещение о. Яшина вынуждено было притеснением прихожан, и отобрание насильственно от него имущества.

20 июня прибыл священник Венедикт (фамилия неразборчива).

28 июня в 8 часов вечера прибыл по причащению Епископ Сарапульский и Елабужский Алексий.  У волостного исполкома были встречены с хлебом и солью, а по приходу в храм началось всенощное бдение. Епископ ночевал в доме священника, где долго затянулось беседа о переживаемом политическом перевороте и о судьбе церкви и духовенства. 29, в день Святых Петра и Павла, Епископ совершил литургию, после литургии им сказано слово о посещении храма. Епископ недоволен малым числом богомольцев и не подобаемым народом к обету тщанием во время богослужения.

В 3 часа дня отбыл в Сарапул. В августе сего года отошла приходом в с. Черново д. Быково (д. Суханово). В ноябре сего года насильно был выселен дьякон Рукавишников из занимаемого им церковного дома и помещен в квартиру священника. Его квартира была занята двумя красноармейцами. 21 ноября был открыт приходской Совет[16]. Церковный староста Аркадий Петрович Якимов с 1913 г. С 1869 г. – действовало церковно-приходское попечительство[17].

Прихожане с. Арзамасцево все русские – племени Великорусского, жители села были переселены помещиком Машковцевым  из Лебедянского уезда Тамбовской губернии. В приходе есть раскольники поповской секты и живут в деревнях и Кудеске.  Сейчас в д. Ендовка существует несколько домов секты немоляев.

Покровская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 24 октября 1940г.[18] Здание передано под культурно — просветительское учреждение.

Она построена была в классическом стиле, автор архитектурного произведения не известен.

В настоящее время храм обезображен,  полностью утрачены колокольня, световой барабан и купол. Здание используется как помещение для сельскохозяйственной техники.

 

 

Село Большие Калмаши, Сарапульского уезда. Свято – Троицкая церковь (1863г – 1931г).

 

Свое название деревня носит по одним данным, в честь башкирского вождя Калмаша.

Приход села Большие Калмаши открыт по указу Святого Синода от 5 декабря 1862г №5348. в его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Галаново, Арзамасцево, Вятское, Мазунино, с. Большие Калмаши, д. Каюк, д. Поповка, д. Малые Калмаши, д. Кулево, д. Пестерево, д. Цыгвинцево, д. Кутмесь.

С 1862 г. по 1863 г. службы совершались в деревянной часовне. В 1863 г. на средства прихожан построена деревянная церковь[19].

«Здание деревянное, на каменном фундаменте и такой же колокольнею, покрыта железной крышей. Теплое – одноэтажное, однопрестольное с колокольнею: длиною 9 сажень 1 аршин, шириною 4 сажени, высота в четвертины 2 ½ сажень; и колокольнею в нижнем ярусе – высоты 2 сажени 2 аршина, длины 1 сажень 2 аршина; в верхнем ярусе высоты 3 ½ аршин, длина 1 сажень 1 аршин, ширина 1 сажень 1 аршин[20]». Церковь освящена во имя Святой Троицы 28 октября 1863 г. В 1871 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.

Часовен две в с. Малые Калмаши и д. Поповке, построены издавна, прочные. В Малых Калмашах иконы во имя Пресвятой Троицы и Рождества Христова. В д. Поповка иконы во имя Святых апостолов Петра и Павла и Рождества Христова[21].

Имеются школы: Большекалмашенская одноклассная школа, открыта в 1868 г., Малокалмашенская однокомплектная – открыта в 1914 г. в двух верстах от церкви, Поповская однокомплектная – открыта в 1906 г. в трех верстах от церкви.

Священник Николай Александрович Левашов (42 года) награжден: серебряною медалью и надпись «За успехи» по М.Н. Пр., серебряною медалью в память 25-летия церковной школы и темно-бронзовой медалью за первую всеобщую Всероссийскою перепись. Староста церковный — крестьянин деревни Кулевой Федор Михайлович Калабин (с 27 мая 1916г)[22].

Свято – Троицкая церковь закрыта в 1931 г. 8 июня[23]. Стали использовать как Глубинный пункт, Сарапульского уезда .[24]

В настоящее время Троицкая церковь, построенная в Византийском стиле, практически разрушена. Автор храма не известен.

 

 

 Село Вятское (Мошкара), Сарапульского уезда. Покровская церковь

(дата не установлена – 1930г).

 

 

Сведений об открытии прихода и строительстве первой церкви по документам ЦГА УР не обнаружено.

В начале 18 века в селе действовала Покровская церковь. В состав прихода входили: с. Вятское, д. Порозово, д. Ломовая, д. Ветлянка, д. Трошки, д. Тауны, д. Обухово (Обуки)         , д. Костоватая, д. Боярка, д. Кулева. При ней приходских дворов 437, из них жителей мужского пола – 1543, женского – 1841душ[25].

В 1793 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота №  1336 на строительство новой деревянной церкви с тем же названием. Церковь построена в 1793 году на средства прихожан по благословению Преосвященного Лаврентия. Престолов в ней два: первый – главный – в холодном храме – в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 30 марта 1802 году, по благословлению преосвященного Амвросия Сарапульского, бывшим протоиреем… Никифоровым. Предел же святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – освящен, по благословлению  Преосвященнейшего Лаврентия, 1793 г. 15 августа тем же протоиреем Никифоровым[26].

По указу Вятской духовной консистории от 26 марта 1834 г № 1093 церковь была разобрана.

Вятской духовной консисторией 7 сентября 1821 г. выдана храмозданная грамота №3870 на строительство каменного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы с двумя пределами в честь Святых апостолов Петра и Павла и в честь трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Церковь построена в 1825 г. 25 октября на средства прихожан здание каменное, одноэтажное, колокольня каменная. Церковь и колокольня обнесены каменною оградою. Престолов в ней три. Первый главный — в холодном храме – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящен 12 июня 1832 г.. А в теплом храме – два предела. Правый — в честь Святых Первоверховных Петра и Павла, освящен 8 июня 1845 г.; левый — в честь трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста. Освящен 8 декабря 1830 г.. Имеется амбар для хранения хлеба, и при нем дровяной сарай[27].

При церкви 29 мая 1870 г. открыто церковно-приходское попечительство.

Имеются школы: одна церковно-приходская однокомплектная в д. Боярка, учительницей состоит Лидия Васильевна Попова, в 10 верстах от церкви. 7 школ земских: одна в самом селе, двухкомплектная, занимаются в ней Александр Демьянович и Надежда Семеновна  Кашниковы; другая в д. Тромках, однокомплектная, учительница Алевтина Михайловна Петропавловская, в 10 верстах от церкви; третья – в д.Таунах, однокомплектная, учительницей состоит Серафима Васильевна Князева, на расстоянии 7 верст от церкви; четвертая – в д. Ломовой, однокомплектная, учительница Анастасия Автоногова Тарабарина, в 6 верстах от  церкви; пятая – в д. Порозовой, однокомплектная, учитель- Ксения Петровна Молчанова, расположена в 4 верстах от церкви; шестая – в д. Обуховой, однокомплектная, учитель Иван Васильевич Князев, в 2 верстах от  церкви; седьмая – в д. Костоватой, однокомплектная, учителем Мария Николаевна Губина, в 7 верстах от церкви.

Церковный староста – крестьянин Георгий Михайлович Башков. настоятель – священник Павел Григорьевич Попов (родился 2 января 1888 г.) 32 г. Награжден набедренником 20 марта 1914 г., серебряной медалью в память 25-летия церковных школ.

Покровская церковь закрыта на основании постановления малого президиума Сарапульского окружного исполкома от 17 марта 1930 г. Здание передано под культурно – просветительское учреждение[28].

Автором этого храма считают Семена Емельяновича Дудина. Храм полностью разрушен.

 

 

 

 Село Галаново, Сарапульского уезда. Вознесенская церковь                (1794 – 1941 гг.).

Первый переселенец Галанов дал имя селу Галанову, приехав из деревни Усть-Сарапулка. Приход с. Галаново открыт по указу Святого Синода от 26 мая 1794 г. № 740, в составе д. Галановой, ранее входившей в приход Николаевской церкви с. Березовское.

Вятской духовной консисторией 21 июня 1794 г. выдана храмозданная грамота №1214 на строительство деревянной церкви в честь Вознесения Господня с пределом в честь Святых Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Иоанна и Филиппа. Вот что считаем в «Епархиальной ведомости за 1815 г.» — «… без колокольни, построена в 1794 г. по благословению Преосвященнейшего Лаврентия. Главный храм – Вознесения – освящен в 1801 г. 22 октября Сарапульским бывшим протоиреем Никифором Ремянниковым[29]. Придельный храм освящен 22 октября 1794 г. тем же протоиреем Никифором по благословению Преосвященнейшего Лаврентия.

Церковь существовала до 1828 г. Вятской духовной консисторией 6 октября 1815 г. выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма. Строительство началось в 1819 г., на средства прихожан, а богослужение – с 25 января 1829 г. В храме три престола: главный – Вознесенский, в теплой церкви —  правый – в честь Святых Московских Чудотворцев Петра, Алексия, Иоанна и Филиппа; левый – в честь Богоявления Господня.

В состав прихода в 1877 г. (сведений за более ранее годы по документам ЦГА УР не обнаружено) входили: с. Галаново, д.Сухарево, д. Кухтено, д. Цыгвинцево, д. Опары, д. Пестерево, пос. Хлистов (Вечтомы), д. Плоское, пос. Килин. В 1869 г. при церкви создано церковно-приходское попечительство. При церкви приходских дворов 260, мужского пола – 898 душ, женского пола – 1131 душ (за 1815 г.)[30].

В «Ведомости о церквях, причтам и прихожанах, о часовнях, расположенных в приходах сел первого благочинного округа Сарапульского уезда за 1916 г.» — «… здание каменное с такой же колокольнею и оградою. В 1885г пожертвован дом с надворными постройками для церковно-приходской школы, находящейся в д. Сухарево, составляет собственность Галановского церковно-приходского попечительства. Часовен при церкви три деревянных в Цыгвинцево, Пестереве, Малом Хлыстове. Исповедальные росписи находятся в целости с 1797 г. Имеются в приходе школы: одна двухкомплектная церковно-приходская школа в д. Сухарево; двухклассное земское училище в с. Галанове, —  законоучителем, и в том и в другом, состоит священник Алексей Петрович Багаев. (56 лет). Здесь же одноклассная земская двухкомплектная школа; двухкомплектная земская в д. Пестеревой и однокомплектные земские в д. Плоское, Цыгвинцево, Кухтино, Малом Хлыстове. В д. Пестеревой и Малом Хлыстове законоучителем священник Иоанн Федорович Ширяев.

Церковный староста с ноября 1810 г. крестьянин с. Галаново Дмитрий Феофилактович Созыкин (54 г.)[31].

Часовен – три: в Починке, Малом Хлыстове, построенная в 1913 г., новая, 8 аршин величины. Украшений, кроме икон святых, нет.

В д. Пестеревой – часовня построена в 1911 г., новая, 9 аршин высоты. В д. Цыгвинцево в 1888 г. построена часовня, прочна, 8 аршин высоты. Украшений, кроме икон святых, нет.

В Малом Хлыстове празднуют 8 ноября в день Архистратига  Михаила и прочих Небесных сил бесплотных; и в день Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня.

В д. Пестеревой празднуют 8 ноября, в день  Архистратига  Михаила и вдень Святой Троицы. В д. Цыгвинцево празднуют 25 декабря в день Рождества Христова и 25 сентября – Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца[32].         Вознесенская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 18 декабря 1941 г. Здание предполагалось [33] снести. Здание не было снесено, в нем с 1952 г. располагался склад «загот. зерно» колхоза «Имени Азина»[34].

Церковь возвышается над сельскими одноэтажными постройками на правом берегу реки Кама. Принадлежит к наиболее интересным памятникам района. Это одно из творений Семена Емельяновича Дудина, построенное в стиле раннего классицизма в начале XIX века. В архитектурном плане, строение очень схоже с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в селе Колесниково. Отличается более широкой, чем четверик, вытянутой по продольной оси трапезной. Внутри нее располагаются четыре мощные колонны. В настоящее время свод трапезной обрушился, храм гибнет, нуждается в консервации[35].

 

 

 Село Каракулино, Сарапульского уезда. Воскресенская церковь

(дата не установлена – 1780г; 1849 – 1921 гг.)

Николаевская церковь(дата не установлена – 1802 г.)

Свято – Троицкая церковь (1814 – 1936 гг.).

Казанско-Богородицкая церковь (дата не установлена – 1827 — 1940 гг.)

(Храм Святого Праведного Иоанна Кранштадского- 1991- 1997гг )

 (Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона с 1997г. )

 

Сведений, об открытии прихода и образовании по документам ЦГА УР, не обнаружено. Известно,  что дворцовое  село  Каракулино  упоминается  в  челобитной 1682 г.[36], оно называлось пригородом Каракулино, принадлежало к Уфимской провинции и состояло в ведении Казанской епархии.

В 1791 г. село перечислено в Вятскую епархию. В начале XVIII века в селе была первая деревянная церковь – Воскресенская, а затем и вторая — Николаевская.

В 1687 г. митрополитом Казанским Свияжским Арианом дана храмозданная грамота на строительство новой деревянной Николаевской церкви из-за пожара, нарушившего престол в прежней Николаевской церкви.

Новая Николаевская летняя (холодная) церковь называлась собором. Она просуществовала до строительства каменного храма и разобрана по указу Вятской верховной консисторией от 28 октября 1802 г.

Воскресенская церковь  просуществовала до 1780 г. с разрушением епархиального начальства она переведена во вновь открытое село Пермяково[37].

Одновременно с Николаевским собором с давних лет (в 1718 г. уже ремонтировалась) в селе существовала теплая деревянная церковь в память явления Казанской иконы Божьей Матери. В 1787 г. церковь перестроена на основании храмозданной грамоты от 23 марта 1786 г. и существовала до 1827 г. (разобрана по указу Вятской духовной консисторией от 31 января 1825 г.)[38].

Каменный храм построен в 1808 г. с тремя престолами на средства прихожан по храмозданной грамоте, выданной Преосвященным Амвросием, епископом Вятским и Слободским, 31 сентября 1801 г. № 2685. В теплом храме – правый престол   освящен 17 октября 1814 г. во имя   Казанской иконы Божьей Матери, по благословению Преосвященнейшего Гедеона Епископа Вятского и Слободского, протоиреем П.Анисимовым, левый – 12 октября 1815 г. во имя Святого Николая Чудотворца тем же протоиреем. Холодный храм освящен в июне 1829 г. во имя Святой Троицы. До освященного престола церковь называлась Николаевская.

В 1829 г. в состав прихода входили: с. Каракулино, д. Юньга, д. Клестово, д. Буториха, д. Колесниково, д. Ганькино, д. Локтева, поч. Кириллов, поч. Ромашкин, поч. Марагин, поч. Кирьянов (Ярков), поч. Лазарев (Копейка), поч. Орехов, поч. Саратов (Разбойна), поч. Дубровин (Атланов), поч. Петерев, д. Карасево, д. Суханово, д. Черново, сельцо Арзамасцево, д. Ендовка, д. Клюева, с. Пермяково, с. Шумшоры[39].

В 1839 г. храм расширен за счет обращения паперти и палаток в церковь.

В 1842 г. из с. Пермяково, возвращена на приходское кладбище, в с. Каракулино, деревянная церковь. Построена на средства прихожан. Храм был освящен 18 февраля 1849 г. во имя Воскресения Господня. Церковь была приписной Свято–Троицкой церкви. В 1871 г. при этой   Свято–Троицкой церкви открыто церковно-приходское попечительство. В «Клировой ведомости за 1815г» читаем: «В селе Каракулино первая церковь каменная во имя Живоначальной Троицы с приделами: первый – Казанской Божьей Матери, второй – Николаю Чудотворцу; двухприходная без колокольни. Оная церковь построена в 1808 г по благославлению Преосвященного  Амвросия[40].

Вторая церковь деревянная ветхая во имя Казанской Божьей Матери, без придела, построена в 1771 г 4 января по благославлению Преосвященного Архиепископа Амвросия Казанского, освящена 1782 г 30 октября Мензелинским протоиреем Григорием. При ней приходов 308 дворов, в них жителей мужского пола 1709 душ, женского 1956 душ, всего 3664 души. Священник Федот Николаевич Рязанов (42 года)[41]. В Ведомости о церкви, читаем: «Школы в приходе: первая, в с. Каракулино двухклассное, М.Н.П. училище трехкомплектное, законоучителем состоит священник Петр Напольских; второе, в с. Каракулино – земское женское двухкомплектное училище; третье, в д. Юньга – земская однокомплектная; четвертая, в д. Клестово – земская однокомплектная, законоучителем священник Василий Капитонович Меньшиков (род. 26 декабря 1883 г, награжден набедренником в 1911 г, скуфию – в 1916 г); пятая в д. Марагино – земская двухкомплектная, по Закону Божьему занимается Кузнецова; шестая, в поч. Пертровом – земская однокомплектная, по Закону Божьему занимается дьякон с. Арзамасцево Алексей Рукавишников; седьмая – в д. Буториха — земская однокомплектная, занимается по Закону Божьему учительница…[42]

Церковный староста с. Каракулино Петр Ведерников с 1 марта 1915 г (41 год), крестьянин.

Благочинный – священник Петр Матвеевич Накопольских, 38 лет (родился 7 октября 1878 г). Награжден набедренником.»

Часовен при церкви три:

В д. Юньга (время построения за давности не известно), 6 аршин кругом, прочна, иконы – Святой Троицы и Рождества Христова;

В д. Клестово (время построения тоже не известно), 7 аршин кругом, прочна, иконы имеются – во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и Святого Великомученика Дмитрия Солунского, 24 декабря и 12 октября бывает со святыми иконами по домам обход.

В с. Каракулино в память Императора Александра II, построена в 1907 г., 9 аршин кругом, каменная. Украшений в ней три иконы: образ Казанской Божией Матери, Святого Чудотворца Николая и Преподобного Серафима Саровского Чудотворца»[43].

Часовня сохранилась до наших дней. Стоит на берегу Камы, на бывшей базарной площади. Часовня представляет собой компактный восьмигранный объем, завершенный барабаном с ложными световыми проемами. Увенчан маленькой главкой (барабан и главка были восстановлены в 90-х годах XX века). Нарядный декор фасадов имитирует формы русского узорочья 17 века. Высокий, раскрепованный на углах цоколь, оканчивается профилированной полочкой  на уровне ложных подоконников, широких арочных проемов. Основные грани по сторонам света отмечены глубокими килевидными кокошниками. Они украшены круглыми небольшими нишами с арочным верхом. Внутри миниатюрное помещение – часовня, перекрыта восьми лотковым сомкнутым сводом[44].

Свято – Троицкая церковь закрыта на основании постановления малого президиума Сарапульского окружного исполкома от 17 марта 1930 года. Здание передано под клуб.

Этот храм был создан архитектором  Росляковым Ф.М.. На сегодняшний день полностью уничтожен.

В 1907 г. в селе в память императора Александра II построена каменная часовня. На основании указа Сарапульского духовного правления, от 11 октября 1916 г., при кладбищенской Воскресенской церкви, открыто женское «общежитие труда и молитв» (женский монастырь).  16 октября 1916 г. проведена торжественная литургия. 3 января 1917 г. создан строительный комитет для строительства зданий для проживания сестер.[45]. Сведений о завершении его строительства, по документам ЦГА УР не обнаружено.

На основании постановления Сарапульского окружного исполкома от 25 января 1929 г. женский монастырь ликвидирован.[46]

В настоящее время ни одной из этих церквей не сохранились. На берегу реки Камы в с. Каракулино находилась до 2006 года деревянная церковь Казанско–Богородицкой, которая была построена за Камой в селе Новоселово. В «Ведомости о церкви Казанско-Богородицкой, состоящей в селе Новоселово, Каракулинского района, Сарапульской епархии за 1929 г.» читаем: «Церковь построена в 1903 г. вместо сгоревшей в 1901г., тщанием прихожан. Здание деревянное, на каменном фундаменте с деревянною колокольнею, в одной связи, покрыта железом, крепка. Вокруг церкви деревянная ограда, с кирпичными столбами, ограда ветхая.

Престолов в ней один во имя Казанской Божьей Матери. Утварью бедна.  Книги до церковного круга подлежащие есть все. Дома причтовые переданы в коммунальный отдел. Расстоянием сия церковь от епархиального города Сарапула в 50 верстах от благочинного в с. Каракулино в 1 версте, от парадной пристани «Каракулино» в одной версте, от железнодорожной станции в г. Сарапуле 50 верст».[47]

Постановлением заседания Исполнительного комитета Каракулинского райсовета депутатов трудящихся от 17 марта 1940 г. церковь закрыли «как бездействующую», а здание церкви использовать под Новоселовскую Н.С. школу.[48]

После Великой Отечественной войны ее разобрали и перевезли в село Каракулино. В ней размещались советские учреждения – военкомат, районная библиотека.  Решением исполкома Каракулинского райсовета от 18 октября 1991 года (протокол №12 п. 7. 220) « о передаче здания центральной библиотеки и прилегающего участка земли Каракулинской церкви Святого Праведного Иоанна Кронштадтского», здание было передано церкви. Первый храм по благославлению архиепископа Ижевского и Удмуртского Палладия был наречен именем Святого Праведного Иоанна Кронштадтского 19 октября 1991 года освящен Сарапульским благочинным отцом Вячеславом.

9 августа 1997 года Высокопреосвященнейший архиепикоп Ижевский и Удмуртский Николай освятил престол храма в честь Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. С этого дня храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского переименован в храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона.    Место, которое было определено под строительство нового храма, впервые определили благочинный митрофорный протоиерей Вячеслав и Владыка Николай в 1997 году: «Вот здесь будет храм» — указав на кусты акации.

Кроме того, изучив историю строительства православных храмов в селе Каракулино, оказалось, что первая деревянная Воскресенская церковь была построена в 17 веке, именно на этом месте и просуществовала до 1780 года.

Прежде чем начиналось строительство храма святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, по благословению настоятеля храма иерея Евгения прихожане старого храма собирали подписи, то есть опрашивали жителей Каракулинского района о том, что нужен ли новый православный храм в селе Каракулино, сбор подписей шел с 2 мая 2004 года. Свое мнение выражали о строительстве нового храма не только православные христиане, но и люди других национальностей. Всего было собрано свыше 3 тысяч подписей. Затем приход храма с настоятелем храма отцом Евгением обратились к руководству республики, Президенту А.А.Волкову о строительстве нового храма.

8 августа 2005 года было принято Постановление главы администрации Каракулинского района за №472 «О представлении ООО «Белкамстрой» земельного участка площадью 450 кв.м. в аренду сроком на 360 дней в целях проектирования и строительства храма в с.Каракулино».

18 августа 2005 года войдет в историю нашего района как день зарождения нового храма. После долгих и трудных переговоров решение принято. Заручившись поддержкой Президента УР А.А. Волкова, ОАО «Белкамнефть» и ООО «Белкамстрой» строить храм начали 18 августа 2005 года и было определено место, на котором и стоит новый храм.

Прежде чем строители приступили к строительству, отец Евгений (настоятель храма) отслужил молебен и освятил место под строительством нового храма, молебен был отслужен со служащей храма Марией Тихоновной Третьяковой – певчей храма.

Вся проектная документация и место под новый храм было согласовано с Удмуртской Епархией, лично с архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем. После того как было получено благословение Владыки Николая ОАО«Белкамнефть»» (генеральный директор Игнатко Владимир Михайлович), ООО «Белкамстрой»  (генеральный директор Кожечкин Сергей Георгиевич) начали строительство.

26.10.2005 – ООО «Белкамстрой» приступило к строительству храма. Начальником участка назначен бил Михайлов Сергей Валентинович, работал с 26.10.2005г. по 9.08.2006 г. Мастерами назначены Черемных Станислав Николаевич (с 26.10.2005г. по 08.03.2006г.), Пушин Владислав Владимирович (с 15.03.2006г. по 09.08.2006г.). Работали различные бригады с бригадирами: Шадрин Ю.А., Сергеев Н.Р., Килин Л.Н., Шауков П.П., Трубач С., Функ А.В., Павлов В.В, Куцин В.В., Артемов, Ощепков Д., Бердер В., Муллануров Д., Кузнецов В., Вахрушев Н., Гребенкин А., Седов А.М., Кузнецов В.

26.10.2005 – была проведена работа по разбивке осей здания

30.10.2005 – сделана вырубка кустов акации на строительство площадки

02.11.2005 – шла разработка грунта котлована экскаватором

03.11.2005 – установка для котлована

10.11.2005 – установка фундаментальных блоков

18.11.2005 – засыпка котлована-фундамента песчано-гравийной смесью

29.12.2005 – установка опалубки и каркасов

21.01.2006 – бетонирование фундамента

23.01.2006 – обратная засыпка фундамента песчано-гравийной смесью

13.02.2006 – 14.00 часов закладка первого камня, отслужен молебен Сарапульским и Каракулинским духовенством: митрофорный и протоиерей Вячеслав —  благочинный города Сарапула, Сарапульского, Камбарского и Киясовского районов. Протоиерей Олег – настоятель храма Святой Блаженной Ксении Петербургской города Сарапула, иерей Евгений – настоятель храма святого Великомученика и Целителя Пантелеимона села Каракулино, иерей Алексий – настоятель Спасского храма с. Новопоселенное, иерей Михаил и дьякон Вячеслав из храма Воскресения Христова г. Сарапула.

15.02.2006 – кирпичная кладка цокольной

21.02.2006 – кирпичная кладка стен по всему периметру

31.03.2006 —  кирпичная кладка стен и арок, отметка +10.200. Устройство металлической лестницы

03.04.2006 – кирпичная кладка стен колокольни до отметки 10.600

04.04.2006 – оштукатуривание стен второго этажа, кирпичная кладка стен колокольни до отметки 12.800

05.04.2006 – оштукатуривание стен второго этажа, кирпичная кладка арок колокольни до отметки 13.300

05.04.2006 – оштукатуривание стен первого этажа, устройство лестницы второго этажа

11.04.2006 – оштукатуривание храма по всему периметру

12.04.2006 – устройство поля второго этажа

18.04.2006 – устройство монолитной плиты на полях

03.05.2006 – оштукатуривание фасада

09.05.2006 – освящение  крестов и куполов отцом Евгением

10.05.2006 – устройство каркаса для подвесного потолка на основном куполе. Шпаклевочные работы внутри и снаружи храма

11.05.2006 —  пробивка отверстий под отопление

12.05.2006 – окраска фасада внутри

15.05.2006 – устройство подоконников внутри храма

18.05.2006 – грунтовка и оштукатуривание фасада

22.05.2006 – устройство буронабивных свай. Разбивка забора

30.05.2006 – бетонирование монолитного раствора забора

05.06.2006 – устройство кирпичной клади забора

07.06.2006 – шпаклевочные работы внутри и снаружи храма

09.06.2006 – окраска фасада

13.06.2006 – оштукатуривание забора по всему периметру

14.06.2006 – устройство насыпи вокруг храма. Окраска фасадной части храма

21.06.2006 – устройство фигурного ограждения

27.06. 2006 – устройство дорожного основания из песчано-гравийной смеси и из щебня

28.06.2006 – устройство дорожного бордюра вокруг храма

29.06.2006 – освящение и водружение колоколов

06.07.2006 – установка тротуарного бордюра на пешеходной дорожке. Устройство газонов внутри территории храма

07.07.2006 – монтаж и сварка секций забора

12.07.2006 – окраска стен внутри храма

17.07.2006 – установка калинок, окраска забора по всему периметру

21.07.2006 – устройство колпаков (шапок) на столбы забора

25.07.2006 – разработка грунта под пожарную емкость

31.07.2006 – установка иконостаса. Иконостас расписывал художник Лимонов Владимир Аркадьевич

07.08.2006 – работы на объекте храма в честь святого Великомученика и Целителя Пантелеимона окончены.

07.08.2006

Мастер ООО «Белкамстрой»

(Пушин В.В)

07.08.2006 года произведен чин освящения архиепископом Ижевским и Удмуртским Николаем, в чине освящения участвовало 27 священослужителей.

За 166 дней был возведен красавец храм в с.Каракулино.

Финансирование строящегося храма вели компания «Русснефть» (президент компании М.С. Гуцериев), ОАО «Белкамнефть» (генеральный директор В.М. Игнатко).

Участвовали в строительстве ООО «Белкамстрой» (генеральный директор С.Г. Кожечкин), ООО ПСК  «Русь» (генеральный директор В.В. Борщев), ООО «Рид-строй» (генеральный директор Д.И. Шабалин), МУП служба заказчика с.Каракулино – директор Н.Д.Красильникова, ООО ПСК «АСПЭК»  (генеральный директор С.Г. Кочергин).

Большая помощь оказывалась администрацией района (глава администрации С.А. Третьяков), сама стройка контролировалась лично Президентом УР, каждую неделю при главе района собирался оргкомитет.

 

         Художник Лимонов Владимир Аркадьевич, расписывающий иконостас храма и написавший иконы для храма, закончил Казанское художественное  училище, Удмуртский Государственный Университет художественно-графический  факультет и Ленинградскую художественную академию. Им написаны иконы в храмах Удмуртской Республики и за ее пределами.

В  храме святого Великомученика и Целителя Пантелеимона с.Каракулино расписал иконостас, который был установлен 31.07.2006 года. 13.12.2007 года были установлены иконы написанные Владимиром Аркадьевичем: икона святой равноапостальной княгини Ольги (правый предел храма), икона святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, иконы Воскресение Господа Иисуса Христа (алтарь храма), икона распятия Иисуса Христа – Голгофа (правый предел, канун-панихидник). А позднее написал для установления под куполом храма на четыре стороны иконы святых апостолов Матфея, Луки, Марка и Иоанна.

Первые иконы писал четыре месяца.

 

 Село Колесниково (Сретенское), Сарапульского уезда. Сретенская церковь (1687 – 1707 гг., 1788 – 1824 гг.) Рождество – Богородицкая церковь

(1777 – 1940 гг.).

 

Приход с Колесниково образован из д. Колесниковой, ранее входившей в приход с. Каракулино. Инициатива строительства церкви обычно исходила от самого населения. Выборные от сельского схода возбуждали ходатайство перед епископом о строительстве церкви. Так, в первой храмозданной грамоте, выданной на строительство в д. Колесниково деревянной церкви во имя Сретения Господня говориться, что крестьяне деревни просили разрешения у митрополита Казанского и Свияжского Адриана построить церковь в Казанской губернии Уфимского уезда Каракулинского прихода в д. Колесниково, по причине удаленности приходской церкви в с. Каракулино от их деревни[49].

Храмозданная грамота выдана митрополитом от 20 декабря 1684 г. Эта дата и является «днем рождением» села Колесниково.

Митрополит дал разрешение и благословление на строительство церкви, отметив в грамоте: «… чтоб была о пяти главах, а не шатрами, и три алтари в оные прирубные  круглые, в большом алтаре три окна, в меньших двух алтарях по единому окну, а престол сделать един, в большом алтаре о пяти столпах, в среднем пятом столпе учинить гроб, в нем же полагаются мощи святые; а в алтарь бы из церкви были три двери – царская, северная и южная – и в церкви трои же двери: северные, южные и западные. Перед западными дверьми – паперть, а в церкви бы у царских дверей вначале поставить образы Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа – настоящий храмовый образ. Желание возвести церковь изъявили Ивашко Иванов со товарищи 60 человек» – жители деревни, которые специализировались в том числе и на изготовлении колес (отсюда топоним — Колесниково. На следующий год крестьяне вырастили храм, исполнив все требования и указания, был выдан антиминс и храм освещен. Но через четверть века колесниковцам митрополитом Казанским Тихоном была выдана вторая хромозданная грамота от 19 июля 1711 года на строительство новой деревянной церкви, вместо старого сгоревшего храма. Из текста грамоты видно, что село получило новое название Сретенское, по названию церкви. Хотя сохранилось и старое название Колесниково, указана была и причина пожара: церковь сожгли в 1707 году башкиры и татары. Перед началом строительства нового храма было рекомендовано на месте основания церкви «… крест водрузить и молебен пети, и святою водою кропити, и все строити по чину…», то есть восстанавливать по старому описанию. В 1787 г. церковь построена (теплая) и освещена 8 сентября 1788 г. во имя Сретения Господня.

2 марта 1787 г. выдана храмозданная грамота архиепископом Казанским Вениамином на строительство близ деревянной – теплой – Сретенской церкви новой деревянной – холодной – церкви, которая построена в 1776 г. и освещена во имя Рождества Пресвятой Богородицы 24 июля 1777 г. В грамоте предписывалось заложить храм в присутствии иерея по церковному чиноположению. С 1791 г. село перечислено из Казанской епархии в Вятскую[50].

7 июня 1810 года Преосвященным митрополитом Гедеоном епископом Вятским и Слободским был выдан еще один документ на строительство в Колесниково нового каменного храма вместо двух ветхих деревянных. Храмозданные грамоты не ограничивались указаниями как строить. Судьба старых деревянных церквей тоже была строго определена: «… ветхую прежнюю церковь разобрать, отвести и сжечь близ реки и пепел опустить в реку, а престол и одежду загресть в землю новая церкви под престол…». Ведь храм является олицетворением тела Господня, всей Вселенной, считается святыней. И становится стыдно и горько за тех, которые части этой святыни, использовали в своих интересах. Все, что касалось и касается храма и не относится к мирской жизни, было и есть свято в понимании православного человека и не должно служить мирскому делу.  «…А что от того церковного строения останется, лесу и щеп, и тот лес не класть особо и ни кому того лесу на строение мирских домов не продавать, кроме церковного строения, а щепы отдать просфорнице и велеть теми щепами топить печь, в которой просфоры пекутся…»[51].

Трудами жителей села Колесниково и приходского священника Агапия Сарычева в 1818 году была построена и открыта каменная церковь. В ней три престола – главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, освящен 23 июня 1847 года, Сретения Господня – правый престол, в теплой, освящен 25 сентября 1822 года, и Рождества Святого Иоанна Предтечи Господня, — левый- освящен 21 мая 1845 года. По главному престолу церковь стала называться Рождество – Богородицкой, в народе Богородицкой. До момента освящения главного престола церковь по документам называлась Сретенской[52].

В состав прихода в 1890 году (сведений за более ранние годы по документам ЦГА УР не обнаружено) входили: с Колесниково, поч. Бочкарев, поч. Семенов, поч. Марков.

В приходе данной церкви насчитывалось только в с. Колесниково на 1896 г. 327 дворов, 2029 селян; пос. Сляково (Лежни) – 86 дворов и 475 жителей; пос. Бочкарев – 53 двора и 379 жителей. Впоследствии, после открытия Новопоселеновской церкви Рождества Христова в 1852 году починок Бочкарево перешел в данный приход.

«С 1 сентября 1898 г. при церкви открыта женская церковно-приходская школа; двухклассная земская мужская; одноклассная земская низшая сельскохозяйственная, законоучитель священник; земская в поч. Семенове; земская в поч. Бочкарево, законоучительствует учительница. Школы на содержании от Сарапульского уездного Отделения Вознесенского братства.

Церковный староста Сергей Георгиевич Аверин (59 л.) с 1914 г. Священник – Сергей Владимирович Модестов (39 лет), награжден набедренником»[53].

Рождество – Богородицкая церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 марта 1940 г. Здание передано под культурно – просветительское учреждение[54].

Плоды последней храмозданной грамоты сохранились до наших дней. Это творение принадлежит талантливому зодчему С.Е. Дудину.

Церковь расположена на высоком правом берегу реки Кама, господствует среди одноэтажных домов. Принадлежит к наиболее интересным памятникам района в стиле раннего классицизма.

Основным композиционным ядром является центральный объем односветного четверика, над которым возвышается крупная купольная ротонда с миниатюрной главкой. К восточной стене четверика примыкает узкая полукруглая аспида – алтарь с пятью прямоугольными окнами (три по центру и два ложных по бокам, все без обрамлений).

Вытянутая по продольной оси трапезная, более узкая, чем четверик и притвор, имеет арочные  оконные и входные проемы. Полукруглый алтарь и трапезная равновелики по высоте и ширине. Уравновешивает композицию встроенная трехъярусная колокольня – восьмерик с шатровой кровлей, с перехваченной граненой ножкой, завершающаяся главкой. Мощные четырехколонные портики тосканского ордера на крупных постаментах играют главную роль в лаконичном внешнем убранстве притвора. Арочные проемы внутри портиков – центральный входной и малые оконные – имеют рамочные наличники, над боковыми проемами размещены квадратные окна (ныне утрачены).

Декоративное убранство фасадов выполнено в характерных формах раннего классицизма. Все части здания объединены профилированным карнизом  на уровне верха апсиды. Боковые фасады четверика акцентированы портиками тосканского ордера (утрачены). Скромное декоративное убранство имеет плоскостной характер: не глубокие прямоугольные ниши на четверике, рамочные наличники окон, соединенные тягой, не имеют обрамлений. Центральное пространство храма перекрыто сферическим куполом на мощном барабане и сообщается с помещением алтаря и трапезной арочными проемами. Внутренний декор ее ограничен размещенными во всех простенках круглыми лепными медальонами. В медальонах и под ними располагались как росписи, так и иконы. Аналогичным способом решена бесстолпная трапезная[55]. Фрагментарно сохранились росписи. Храм постепенно разрушается и нуждается в консервации.

 

 

 Село Кулюшево, Сарапульского уезда. Екатеринбургская церковь

(1707 – 1826 гг.). Георгиевская церковь (1825 – 1936 гг.).

 

Сведений об образовании прихода по документам ЦГА УР не обнаружено. Свое название деревня, по одной из версий, приобрела от марийского выражения «кулэм илешо» – в переводе «в нужде живущий». По другой версии, от основного занятия местных жителей – изготовление кулей (В 70 – м г. 19 в. в Арзамасцевой волости, куда входило с. Кулюшево, было сосредоточенно 822 кулевщика, из них 600 проживало в с. Кулюшево).

Первая деревянная церковь построена в 1700 – 1706 гг. во имя Святой Великомученицы Екатерины. Церковь сожгли «язычники черемисы». Вместо нее вновь выстроили другую деревянную Екатерининскую церковь, которую также сожгли язычники. Третью, вновь построенную деревянную церковь сжег «самозванец – разбойник Айданко».

В клировых ведомостях за 1815 г.  читаем: «В с. Кулюшево церковь деревянная одноприходная во имя Святой Великомученицы Екатерины, без придела. Церковь построена в 1780 г. 2 июля по благословению Преосвященного Тихона, митрополита Казанского. Храм освещен 1786 г. 29 апреля, но кто же? По неимению при церкви записей, неизвестно. При ней приходских 235 дворов, мужского пола 881 душа, женского -–1056, всего 1937 душ. Священник Андрей Егорович Блинов»[56].

Вновь построенная Екатерининская деревянная церковь (четвертая) сгорела в апреле 1826 г.

По указу Вятской духовной консистории о 28 февраля 1819 г. № 2476 заложена каменная церковь. Церковь строилась на средства прихожан. В 1825 г. освящен придел теплой каменной церкви во имя Святой Великомученицы Екатерины. До освящения холодного храма церковь называлась Екатерининская, а с освящения в 1844 г. холодного храма – во имя святого  Великомученика Георгия церковь стала называться Георгиевской. В церкви три престола: «в холодной – в честь Великомученика Георгия, в теплом – правый – в честь Екатерины, левый – в честь Святого Николая Можайского. Источники содержания: с 1878 г. из Сарапульского общественного банка с капитала купца Василия Моросова причт получает определенные проценты за поминовение его рода и поминовение из Вятского Отделения Государственного Банка священника Георгия Лупнова и других»[57].

Имеется деревянный амбар для хранения хлеба, под железной крышей, усыпальница для умерших и дровяники под деревянной крышей.

При церкви имеются школы: церковно-приходская в д. Гремячий Ключ с 1894 г., земское училище в с. Кулюшево с 1870 г. и черемисской деревне Усть-Сакла с 1897 г. в первой – учительница Таисья Михайловна Аюперсольская, во – второй, Ксения Зосимовна Гаркунова, в третьей, Георгий Иванович Иванов и Парамон Стефанович Моисеев.

Церковным старостой назначен Ефим Тихонович Сыропятов с 1 октября 1914 г.

Священник – Зосим Гаврилович Гаркунов (родился 18 апреля 1872 г.), 44 года. Имеет высочайшее награждение, за труды первой всеобщей переписи населения в 1897 г., бронзовую медаль; 17 апреля 1905 г. – ко дню Святой Пасхи, за отлично —  усердную службу – Набедренником; 18 марта 1912 г. за отлично —  усердную службу – по духовному ведомству ко дню Святой Пасхи – скуфью.

Дьякон Андрей Иванович Иванов (35 лет) имеет медаль серебряную на Александровской ленте с надписью «За усердие»[58].

С 1871 г. при церкви открыто церковно – приходское попечительство.

Георгиевская церковь закрыта в 1936 г. Здание использовалось под зерносклад[59]. Но, несмотря на все жизненные перевороты, церковь сохранилась до наших дней. Стоит по правую сторону дороги при въезде в село. Характерный для своего времени местный сельский храм, выдержанный в духе раннего классицизма, с рядом барочных форм. Церковь возведена в 1819  — 1825 гг. из кирпича и побелена по кладке.

Центральное место в объемной композиции занимает высокий, в плане близкий к квадратному четверик, завершенный кровлей гуськового профиля с чешуйчатой луковичной главкой на восьмигранном барабанчике. Средние оси двухсветного четверика акцентированы крупным полуглавием. Тимпан полуглавия акцентирован большими полуциркульными проемами. Боковые фасады четверика декорированы фронтальными, наложенными на небольшой полуярус. К четверику примыкают – пониженная полукруглая апсида и вытянутая по продольной оси трапеция. Досчатая рустовка выделяет углы трапезной ризалит с арочным окном в центре ее боковых сторон и арочный входной проем притвора. Оконные проемы частично сохранили ажурные кованые решетки. Над центром паперти возвышается массивная ярусная колокольня, состоящая из двух четвериков с широкими арками звона.

Второй ярус со скошенными углами увенчан миниатюрной главкой.

Здание кажется легким, стремительно взметнувшимся в небо, начиная от алтаря и кончая взлетом ярусного завершения. Мягкую пластичность силуэту храма придают полуглавия и выступающие детали. Построение здания выдает приемы заимствованные еще в XVIII веке вятчанам у устюжских мастеров. Архитектором сей церкви является С. Е. Дудин. Росписи художника В. И. Албычева[60].

Храм погибает, обвалился свод в теплом храме, нуждается в консервации.

 

 

 

 Село Новопоселенное (Коростино), Сарапульского уезда. Христорождественская церковь (1852 г. – дата не установлена)

Васильевская (Николаевская) церковь (1880 – 1940 гг., 1994 г – действ.)

 

Приход с. Новопоселенское открыт по указу Совета Синода от 31 декабря 1858 г. за № 15892. В его состав вошли селения, ранее входившие в приход с. Чеганда и с. Колесниково: с. Новопоселенное (Коростино), д. Ижболдино, д. Быргинда, д. Ныргинда. Первая деревянная церковь построена в 1852 г. на средства прихожан, с одним престолом и освящена во имя Рождества Христова.

Эта церковь существовала до строительства каменного храма, затем превращена в кладбищенскую церковь.

Каменная церковь построена в 1869 – 1879 гг. на средства прихожан  с тремя престолами: «… правый придел иконостаса в теплом храме освящен 23 июня 1880 г. Преосвященным Нафанаилом Епископом Сарапульским, в честь Святого Николая; левый предел освящен 5 июля 1882 г. Ижевским Протоиреем Тимофеем Чемодановым, в честь Святой Мученицы Елизаветы; престол в холодном храме освящен 18 сентября 1901 г. Преосвященнейшим Владимиром Епископом Сарапульским, во имя Святого Мученика Василия, пресвита Анккирского[61]. (До освящения главного – Васильевского престола – в 1901 г. – церковь называлась Николаевская, по престолу, освященному первым).

Церковь построена в 1879 г. усердием прихожан и при участии сторонних благотворителей. Постройка церкви начата в 1869г.. В теплом храме иконостас устроен в 1880г., на пожертвования Елабужского купца Ивана Григорьевича Стахива. А в холодном храме иконостас устроен в 1901 г. на средства почетной Елабужской гражданки вдовы Глафиры Федоровны Стахивой  и крестьянина М. Г. Баранова (поч. Ижболдина)[62].

В «Ведомости о церкви Христорождественского Сарапульского уезда, Новопоселенского села, состоящий в ведомстве Маздиинского благочиния за 1874 г. читаем: «… на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею, устроена на кладбищенском месте… Священник Иоанн Федорович Утробин 1862 г. июля 20 награжден набедренником, 1872 г. – скуфьею, свидетельства имеет. С ноября 1867 г. по январь 1874 г. был учителем местной  сельском училище, с 19 декабря 1874 г. по определению Земской управы законоучитель в Ныргинском иногородческом училище. 1875 г. указом от 19 июня за № 4448 объявлена благодарность Епархиального начальства за вразумление языческого семейства Таймасова и расположения к принятию святого крещения»[63].

«Имеются иконы: первая – Новопоселеновская, вторая – в д. Ижболдина, третья – Носачевская церковно-приходская одноклассная, четвертая – Ныргиндинская, пятая – Быргиндинская, шестая – Бимская и седьмая – Байдугановская двухкомплектная Елабужского уезда. В Новопоселенном и Бырганде учительствует священник Константин Федорович Скворцов (46 лет). Награжден набедренником 12 апреля 1910 г. и скуфьей 1915 г. В д. Ижболдино – священник Михаил Павлович Князев. Церковный староста – крестьянин Михаил Григорьевич Баранов (57 лет)         с 22 марта 1893 г. Награжден серебрянной медалью на Станиславской ленте 25 марта 1912 г., имеет каменный дом на собственной земле».[64]

Васильевская церковь закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 21 ноября 1940 г. здание передано под культурное учреждение[65].

Примерно до 1993 г. использовали помещение теплого храма под зерносклад. Но усилиями прихожан и священника в конце 1990–х. годов храм очистили и начали восстанавливать. Еще остались видны частично сохранившиеся росписи по сухой штукатурке. Архитектор храма Федоров.

С 1994 г. церковь освящена во имя Христа Спасителя. Интересный пример храма выполненного в запоздалых формах классицизма, обладающего подчеркнуто монументальным обликом. Кирпичное, побеленное по кладке здание, вытянутое по продольной оси, по типу принадлежит к бестолпным однокупольным храмам с пугенчастным построением. Основной объем состоит из большего четверика с массивными фронтами, над которыми возвышается ротонда, так же с аттиком и купольной кровлей, увенчанной миниатюрной главкой на барабанчике. Суженный, полукруглый алтарь с тремя окнами и арочной формы, по центру одно заложенное. И ровная по ширине четверику квадратная трапезная – понижена. Массивная трехъярусная колокольня состоит из притвора с ложными проемами. С северной и южной сторон фронтона отмечена люкарной над папертью. Второй ярус колокольни представляет собой четверик, он включает пилястровые портики и арочные проемы по сторонам света. Третий ярус – восьмерик с восьмью арочными проемами. Купол колокольни к настоящему времени утрачен.

Повышенный кубический объем центральной части увенчан широким барабаном с двенадцатью окнами и сферическим куполом. Боковые фасады четверика украшены ложной тройной аркой: оконные и входные проемы. Над ними полукруглые окна. Трапезная и притвор находятся под общим карнизом. Частично сохранились росписи, фрагменты лепнины. Храм находится в удовлетворительном состоянии[66].

 

 

 

2.9. Село Пермяково, Сарапульского уезда. Воскресенская церковь(1782 – 1828 гг.)Михайло – Архангельская церковь 1879 – дата не установлена)

 

Приход с Пермяково открыт в 1780 г. Сведений о первоначальном составе прихода по документам ЦГА УР не обнаружено. Первая деревянная  церковь переведена в 1780 г. из с. Каракулино. Построена  2 марта 1781 г., по благословению преосвященного Вениамина Митрополита Казанского, с одним престолом на средства прихожан.  Освящена 3 сентября 1782 г. в честь Воскресения Господня бывшим Елабужским  протоиереем Иоанном Шестаковым. При ней приходских дворов 227, в них жителей 1762 души[67].

Вятской духовной консисторией 25 июня 1819 г., выдана храмозданная грамота за № 2381 на строительство каменного храма во имя Воскресения Господня вместо деревянной церкви. На основании постановления Вятской духовной консистории от 8 августа 1828 г., церковь и село, ввиду малочисленности прихода, упразднены, приход закрыт, прихожане причислены к приходу с. Каракулино. Все материалы переданы в с. Каракулино для расширения действующей церкви. В 1828 г. старая деревянная Воскресенская церковь перевезена на приходское кладбище с. Каракулино[68].

В начале 1870 г. приход с Пермяково восстановлен и получено разрешение из Вятской духовной консистории на строительство деревянной церкви. В июле 1873 г. в ходе строительства церковь сгорела.

После пожара начато строительство новой деревянной церкви. Построена она 1878 г. на средства прихожан с одним престолом и освещена 20 июля 1879 г. во имя Архангела Михаила. В 1889 г. в состав прихода входили: село Пермяково, поч. Кириллов, д. Локтева, д. Ганькино. В 1873 г. при церкви открыто церковно – приходское попечительство.

«в 1887 г. изнутри отштукатурена; покрыта железом. В 1893 г. окрашена с наружных сторон в белый цвет, в 1897 г. изнутри окрашена масленой краской. На стенах и потолках 30 картин, прочна. Две школы. В с. Пермяково трехкомплектная школа, учитель священник Попов. В поч. Кириллове, однокомплектная церковный староста крестьянин Трофим Михайлович Бородин (52 г.) с 1913 г. января месяца[69].

Священник Николай Константинович Попов (родился 13 ноября 1855 г.) 61 год в 1891 1 декабря награжден набедренником, в 1896 г. – скуфьей, 1903 г. – Камиловкой, 1912 г. 8 мая получил благословление Св. Синода с грамотою, 1915 г. награжден наперсным крестом»[70].

Сведений о закрытии Михайло–Архангельской церкви по документам ЦГА УР не обнаружено. В 1920-х гг. храм уничтожен.

 

 

Село Чеганда (Петропавловское), Сарапульского уезда.

Петропавловская церковь дата не установлена – 1808 г., 1815 – 1930 гг.)

 

На правом берегу Камы, в трех километрах от впадения в нее реки Белой, расположено село Чеганда. Название местности Тюрское, что предполагает назвать первоначальными владельцами этих земель татар или башкир. «Чеган» в переводе с тюрского означает «кленовая роща». Уже потом это село стало русским. Сведений о заселении села русскими не сохранилось, равно как и то, что было образованно село. Известно, что село образованно из деревни Чегандинское и первоначально называлось Петропавловское. Село входило в состав Уфимской провинции Казанской губернии, и было под ведением Мензелинского «поповского старосты», с 1755 г. состояло в округе Елабужского духовного правления до причисления прихода в 1789 г. в округ Сарапульского Духовного правления. Из Казанской епархии правление перешло в 1791 г. в ведомство Вятского епархиального начальства. На основании некоторых письменных актов и документов, можно сказать, что первая деревенская церковь в Чеганде была построена и освещена в конце второго десятилетия 18 века[71]. Т.к. из церковной описи 1817 г. видно, что в конце 18 столетия в церкви был Святой Антимис на полотне освященный Тихоном митрополитом Казанским в 1717г. 1 февраля. Подтверждением существования храма с этого времени могут служить некоторые высочайшие указы, манифесты и формы возглашения царствующего дома Романовых. Начиная с 1721 г, а так же два указа Казанского Епархиального Начальства от 1726 и 1739 г. Других исторических сведений о существовании прихода не имеется вплоть до 1753 г. Церковь была деревянная во имя Апостолов Петра и Павла с деревянной колокольней. В церкви упоминаются четыре иконы: Спаситель, Введение в храм Пресвятой Богородицы, святых Апостолов Петра и Павла, святого Пророка Илии и довольно большое количество другого церковного имущества.

Колоколов в церкви было 4 и весили они вместе 800 кг., а самый большой 196 кг. Со времени открытия церкви неизвестно сколько же здесь было причта (людей обслуживающих церковь), но на основании некоторых указов видно, что кроме священника были еще два причетника. А в 1782 г. причт уже состоял из 5 членов. Уже в то время священники и дьячки были с домашним образованием, обучались на дому по часослову, псалтырю, пению по «ноте», но церковные документы поручались писарям, более искусным в этом деле.

23 марта 1808 г. Петропавловская церковь сгорела. Село было упразднено, церковное имущество было переведено в церковь села Колесниково. Вятской духовной консисторией 11 ноября 1809 г. выдана храмозданная грамота № 5780 на строительство нового каменного храма[72].

Двухэтажный храм построен 1815 г. в нижнем этаже теплая церковь освещена 31 января 1816 г. в честь равноапостольных Святых Петра и Павла. С 1816 г. верхняя холодная церковь осталась недостроенной.

В 1857 г. принято решение переделать двухэтажную церковь в одноэтажную теплую церковь. В 1860 г. начаты работы по переделке. Кладка церкви завершена в 1862 г. В новой теплой церкви 1863 – 186.. гг. устроены два придела: правый предел освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, левый в честь Священно мучеников Власия и Модеста. В 1870 г. пристроен главный предел к холодной церкви и освещены 23 июня 1871 г. в честь Святых Апостолов Петра и Павла[73].

«При ней дворов (к 1815 г.) – 115, мужчин 508, женщин 506, всего 1014 душ. Есть ясочные крестьяне» – читаем «Епархиальных Ведомостях за 1815 г.»[74] В составе прихода числилось только с. Чеганда, деревень не было. «… при сей церкви имеется двухэтажный дом полукаменный с надворными постройками, деревянный одноэтажный дом с железной крышей, небольшой деревянный дом, деревянный амбар, каменная усыпальница, каменный сарай для дров…».

Земская одноклассная школа в селе и двухкомплектная от церкви  на расстоянии 160 сажень. Законоучителем состоит священник Иоанн Михайлович Галолобов (36 лет), награжден набедренником, 13 марта 1915 г.

Церковный староста села Аполлос Федорович Двинских 29 ноября 1916 г. (48 лет)[75].

Школа открыта с 1856 г. архитектором церкви является священник П. Анисимов, которому помогал брат М. Анисимов, архитектор по образованию.

Петропавловская церковь закрыта на основании постановления Президиума Сарапульского окружного исполкома от 17 марта 1930 г. Здание передано под культурное учреждение[76].

В 1930 – 1940-х гг. церковь была полностью разрушена, сохранился только фундамент храма.

[1] ЦГА УР Ф. 430. Оп. 1. Д. 14

 

[2]  Суханов А.И. История нашего края. Учебное пособие для школ УАССР / А.И. Суханов.  Ижевск: Издательство Удмуртия, 1976.  C. 56

[3] ЦГА УР Ф. 430. Оп. 1. Д. 1

 

[4]  ЦГА УР Ф. 245. Оп. 4. Д. 128

[5]  Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале. Свердловск. 1989. С. 65

[6]  Берова И. В. Стилевые особенности культовой архитектуры периода классицизма на Вятке // Из опыта сравнительного анализа в искусствознании.  Л., 1991. С. 51

[7] ЦГА УР Ф. 430. Оп. 1. Д. 14

[8] ЦГА УР Ф. 430. Оп. 1. Д. 11

[9]  ЦГА УР Ф. 427. Оп. 1. Д. 1

[10]  ЦГА УР Ф. 430. Оп. 1. Д. 11

[11] ЦГА УР Ф. 430. Оп. 1. Д. 14

[12] ЦГА УР Ф. 551. Оп. 1. Д. 64

[13] Вятские Епархиальные ведомости 1915г. 29 января № 5 отдел неофициальный. С. 120

[14]  ЦГА УР Ф. 620. Оп. 1. Д. 239

[15] ЦГА УР Ф. 245. Оп. 4. Д. 128

 

[16] ЦГА УР Ф. 430. Оп. 1. Д. 14

[17]  ЦГА УР Ф. 628. Оп. 1. Д. 340

[18] ЦГА УР Ф. Р – 620. Оп. 1. Д. 239. Л 61

 

[19] Суханов А.И. История нашего края. Учебное пособие для школ УАССР. Ижевск: Издательство Удмуртия, 1976. С. 57

[20] ЦГА УР Ф. 245. Оп. 4.  Д. 128

[21] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.  Д. 98. Л. 39

[22] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.  Д. 128

[23] ЦГА УР Ф. Р – 551.  Оп. 1.  Д. 64.  Л. 7

[24] ЦГА УР Ф. Р – 551.  Оп. 1.  Д. 64.  Л. 7

 

[25] ЦГА УР Ф. 17.  Оп. 1.  Д. 379

[26] ЦГА УР Ф. 134 . Оп. 1.  Д. 479,  (Епархиальная ведомость за 1815 г.)

[27] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.  Д. 128

[28] ЦГА УР Ф. Р – 370.  Оп. 1.  Д. 857.  Л. 50

[29] ЦГА УР Ф. 134 . Оп. 1.  Д. 479 а,  (Епархиальная ведомость за 1815 г.)

 

[30] ЦГА УР Ф. 134 .  Оп. 1.  Д. 479 а

[31]  ЦГА УР Ф. 551 .  Оп. 1.  Д. 64

[32] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.  Д. 128 (Ведомость о церкви за 1916 г.)

[33] ЦГА УР Ф. Р – 551.  Оп. 1.  Д. 105,  Л. 30

[34] ЦГА УР Ф. Р – 551.   Оп. 1.  Д. 64

[35] Берова И. В. Стилевые особенности культовой архитектуры периода классицизма на Вятке // Из опыта сравнительного анализа в искусствознании.  Л., 1991. С. 51

 [36] Вятские губернские ведомости 1884 г. №26; Вятские Епархиальные ведомости 1915г. 29 января № 5 отдел неофициальный. С. 120 – 121

[37]  ЦГА УР Ф. Р – 551.   Оп. 1.  Д. 64

[38]  Храмозданные грамоты с. 89

[39] Сведений за более ранние годы по документам не обнаружено в ЦГА УР.

[40]  ЦГА УР Ф. 134 .  Оп. 1.  Д. 479

[41] ЦГА УР  Ф.   (Клировые ведомости за 1815 г.)

[42] ЦГА УР Ф. 551  Оп. 1.  Д. 111

[43] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.  Д. 128

[44] Берова И. В. Архитектура Вятки последней четверти XYIII – начала XIX веков и творчество/ И. В.  Берова. Ф. М. Росляков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искуссвоведения. М., 1993  С. 84

[45] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.   Д. 98.  Л. 98, 113 об.

[46] ЦГА УР Ф. Р – 628.   Оп. 1.   Д. 340.  Л. 182 об.

[47] АО администрации города Сарапула Ф. 17.  Оп. 2.   Д 121.

[48] АО администрации города Сарапула Ф.Р – 620.  Оп. 1   Д 201.

[49]  Храмозданный грамоты . С. 51

[50]  ЦГА УР Ф. 430 .  Оп. 1.  Д. 14

[51]  Храмозданные грамоты С. 158

 [52] Храмозданные грамоты С. 40 – 41, 88 – 90, 158 – 160, 411.

[53] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.  Д. 128

[54] ЦГА УР Ф. Р – 620.  Оп. 1.  Д. 239.   Л. 177.

 

[55] Берова И. В. Стилевые особенности культовой архитектуры периода классицизма на Вятке // Из опыта сравнительного анализа в искусствознании. Л., 1991. С. 52

[56] ЦГА УР Ф. 134 .  Оп. 1.  Д. 479 а.

[57] АО администрации города Сарапула Ф. 17.  Оп. 2.   Д. 154

[58] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.   Д. 128

[59] ЦГА УР Ф. Р – 551.  Оп. 1.  Д. 111

[60] Раскин А.М. Архитектура классицизма на Урале./ А.М.  Раскин. Свердловск, 1989. С. 72

[61] ЦГА УР Ф. 620 .  Оп. 1.  Д. 201

[62] АО администрации города Сарапула Ф. 17.  Оп.1.  Д. 379

[63] ЦГА УР Ф. 427.  Оп. 1.  Д. 1

 [64] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.  Д. 128

[65] ЦГА УР Ф. Р – 620.  Оп. 1.  Д. 239.   Л. 21.

[66] Берова И. В. Стилевые особенности культовой архитектуры периода классицизма на Вятке // Из опыта сравнительного анализа в искусствознании / И. В.  Берова. Л., 1991.  С. 94

[67] ЦГА УР Ф. 134.  Оп 1.  Д. 479а.   Клировые ведомости за 1815 г.

[68] Храмозданные грамоты. С. 95

[69] ЦГА УР Ф. 551 .  Оп. 1.  Д. 105

[70] ЦГА УР Ф. 245. Оп. 4.   Д. 128

[71] Халявин П. В.  К вопросу о ранней истории Вятской земли // История Удмуртии в школе. Ижевск, 1994.  С. 23

[72] Храмозданные грамоты // Православные храмы Удмуртии: Справочник – указатель.  Ижевск:  Удмуртия, 2000. С.285

 

[73] ЦГА УР Ф. 245 . Оп. 4.   Д. 128

[74] ЦГА УР Ф. 134 . Оп. 1.   Д. 479 а

[75] ЦГА УР Ф. 245.  Оп. 4.   Д. 128, 98.   Л. 131, 136, 141 об.

[76] ЦГА УР Ф. Р – 370.  Оп. 1.  Д. 857

 

Просмотры (968)

Перейти к верхней панели